«Электронную путевку» передают от Ростуризма Ростеху, которому придётся все переделывать практически «с нуля»

25.06.2018 18:29

«Электронную путевку» передают от Ростуризма Ростеху, которому придётся все переделывать практически «с нуля»

Эпопея с «Электронной путевкой», введение которой было запланировано ещё на 1 января этого года и которое со скандалом провалилось, набирает новые обораоты: по словам источников редакции инфогруппы «ТУРПРОМ», в самое ближайшее время система будет передана из Ростуризма в государственную корпорацию Ростех для дальнейшей доработки. Однако, по мнению IT-экспертов, внести какие-либо изменения в «чужой» проект не всегда могут даже самые высококлассные специалисты, поэтому нельзя исключать, что в данном случае речь идет о создании системы «Электронная путевка» с нуля.

О том, что проект Ростуризма будет передан в другие руки, стало известно в конце минувшей недели. «Принято решение о том, что доработкой системы будет заниматься Ростех», - рассказал корреспонденту «ТУРПРОМ» источник, знакомый с ситуацией. Впрочем, вопрос о том, что стало причиной таких изменений, собеседник отвечать не стал. Об этом же на заседании наблюдательного совета «Турпомощи» заявил и Олег Сафонов, и.о. главы Ростуризма.

В свою очередь Андрей Вершинин, гендиректор «Слетать.ру», член президиума правления АТА, выразил предположение, что речь идет о создании совершенно нового проекта. «Как IT-специалист я могу сказать, что когда программное обеспечение, которое не эксплуатировалось, передается из одной компании в другую, все исходные наработки будет практически невозможно запустить в новой организации. Для этого необходимо поднять исходный код, а в случае с ЭП это очень сложный программный продукт, причём я не думаю, что он достаточно хорошо документирован для передачи. И в целом – это очень проблематично разбираться в чужом коде, особенно, когда он достаточно сырой. На мой взгляд, это идентично разработки с нуля», - пояснил он. «При этом в целом мне сложно говорить о том, что не так с текущей версией «Электронной путевки», поскольку она не была переведена в промышленную эксплуатацию», - добавил г-н Вершинин.

О том, что доработать систему будет крайне сложно, говорит и Александр Белей, глава IT-компании «Аэронавигатор», которая являлась субподрядчиков «Астероса» и фактическим разработчиком ЭП. По его словам, проблем у текущей версии «Электронной путевки» слишком много. Например, если говорить об организационно-административных моментах, то до сих пор не разработан и не опубликован регламент оборота: как ЭП меняет статусы, когда ее заносят в Систему и т.д. «Помимо этого не разработано методическое обеспечение оперативного контроля деятельности туроператоров. И вообще сложилось ощущение, что нет понимания, как контролировать рынок продаж турпродуктов. Функциональность, я полагаю, тоже не реализована. Также не разработаны процедуры сверки использования номеров электронных путевок и изменения их статусов», - пояснил г-н Белей.

Говоря о технических проблемах, глава «Аэронавигатора» добавил, что измененный на 3-м этапе формат данных в «Электронной путевке» не позволяет завести сложные туристические продукты - это принципиальная проблема, с которой столкнулись туроператоры. «Делая выводы на ранее опубликованных документах, можно сказать, что всю систему информационной безопасности придется создавать заново, потому-то ее больше нет. Не проводилась проверка интеграции с ЕГИС ОТБ, т.е. часть работ по 3-му этапу «Создания Системы» вообще не выполнена, от них почему-то отказались на моменте реализации. Также «путевка» не подключена к системе «Мобильное приложение», которая была разработана за 16 млн. И это только малая часть айсберга, который ждет специалистов из Ростеха. В первую очередь, новой команде, которая начнет заниматься по сути с нуля, придется решить организационно-административные проблемы. Т.е. разработать регламент оборота Электронных путевок и оформить этот процесс в виде НПА», - заключил Александр Белей.

Впрочем, другие участники рынка, непосредственно участвующие в тестировании системы, напротив, не видят в ней каких-то серьезных недостатков. «Мы, как туроператор, с точки зрения технической стороны вопроса каких-то замечаний к «Электронной путевке» не имеем. Как только она станет обязательной, мы готовы выгружать данные - никаких технических проблем в том, чтобы отгружать данные, нет», - заявил заместитель директора туроператора «НТК Интурист» Сергей Толчин, подчеркнув, что другой вопрос заключается в том, насколько система функционально удобна для туристических агентств и конечного потребителя. Но эту оценку, по его мнению, должны дать представители розницы.

«С юридической точки зрения у нас возникал вопрос о согласии туристов на обработку их персональных данных, и данный вопрос однозначно должен быть урегулирован законодательно. Помимо этого не совсем понятно, как агентства будут собирать данные не только заказчика, но и всех туристов, отправляющихся в поездку, включая номера мобильных телефонов, адреса электронной почты и т.д, если того будет требовать «Электронная путевка». Сейчас технологий для сбора данной информации у турагентств нет», - заключил Сергей Толчин.

И тут стоит напомнить, что в феврале этого года в ходе совещания в Правительстве «Электронная путевка» подверглась жесткой критике из-за многочисленных недочетов, выявленных в ходе тестирования системы. Более того, некоторые эксперты заявили, что система и вовсе не решает поставленные перед ней задачи (подробнее читайте по ссылке: https://www.tourprom.ru/news/38290/).

При этом не стоит забывать, что кроме технических недочётов серьезные проблемы у Ростуризма возникли и с разработчиками «Электронной путевки»: в мае этого года иск о своем банкротстве подала компания «Астерос», являющаяся подрядчиком по созданию ЭП. Предположительно, ее владелец покинул страну. Тогда же эксперты подчеркнули, что формально проект «Электронная путевка» Астеросом сдан, но вот о дальнейших доработках проекта Ростуризму придется, видимо, договариваться с другим подрядчиком. Что фактически и произошло.

Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Ученые раскрыли секрет светящихся бермудских червей Дом-1: традиционные жилища мира Самая жаркая ночь зафиксирована в Омане Опрос показал, что может заставить уступить нижнюю полку в поезде Российские путешественники в 2021 году совершат кругосветный круиз на паруснике

Лента публикаций