Телевизор: от голубого огонька до зомбоящика

09.05.2019 14:17

Телевизор: от голубого огонька до зомбоящика

Вот уже 90 лет, как телевизоры запустили в массовое производство. Вспомним, как это было.

Предсказывали появление телевидения, как ни удивительно, еще народные сказки с их яблочками и тарелочками и мечтой о «всевидящем оке». Но настоящим провидцем оказался некто Джон Элфрит Уоткинс — инженер, развлекавший научными предсказаниями американских домохозяек: «Человек сможет наблюдать за всем миром. Изображения людей и всевозможных вещей будут через камеры передаваться по электрическим проводам на экраны, отстоящие за несколько тысяч миль». Написано это было в последний год XIX века. О статье «Что может случиться в последующее столетие?», опубликованной в Ladies’ Home Journal в 1900 году, мир вспомнил только в 2011. Оказалось, что инженер был абсолютно прав.

Изображение размером с почтовую марку

Visionette

В 1929 году американская компания Western Television выпустила в продажу первые серийные телевизионные приемники Visionette, основанные на механическом способе передачи изображения (оно сначала сканировалось одним устройством и потом воспроизводилось на другом, а звука вообще не было). Картинка, полученная таким способом, была размером с почтовую марку, и даже при увеличении через линзу ее мог рассмотреть лишь один человек. Да и тот должен был сильно напрягать зрение: видео было размытым, можно было различить лишь контуры предметов. Поэтому первое телевидение — это крупные планы и яркий грим. Кроме прочего, к такому телевизору требовался радиоприемник, служивший передатчиком видеосигнала.

Первое телевидение — это крупные планы и яркий грим

Электрическое телевидение (когда сигнал передается с помощью кинескопа, преобразующего электрические сигналы в световые) развивалось параллельно. Первой в мире трансляцией такого рода можно считать изображение одной-единственной неподвижной точки, которую передал русский физик Борис Розинг в 1911 году.

Телевизор: от голубого огонька до зомбоящикаTelefunken, 1939

Именно с развитием электронной передачи изображения телевидение стремительными шагами наконец вошло в жизнь миллионов людей по всему миру. Массовое производство телевизоров с кинескопами началось в Германии в 1934 году. Они назывались Telefunken и были похожи на большие деревянные ящики с выпуклым экранчиком. Спустя пару лет их уже продавали во Франции, США и Англии. Самая дешевая модель с диагональю экрана 30 см стоила $445.

Поскольку в те времена КВН-49 был весьма ненадежным и часто ломался, ему дали еще одно название: «Купил — включил — не работает»

В СССР серийный выпуск телевизоров начался в 1940 году, но был прерван войной. Зато уже в 1949-м появился знаменитый КВН-49, разработанный инженерами Кенигсоном, Варшавским и Николаевским (отсюда и аббревиатура). Несмотря на то что экран его был очень небольшим и, чтобы увеличить изображение, перед ним надо было устанавливать прозрачную линзу с дистиллированной водой, прибор стал весьма популярен и заслужил звание народного телевизора. А поскольку в те времена КВН-49 был весьма ненадежным и часто ломался, ему дали еще одно название: «Купил — включил — не работает».

Ода футуризму

Поствоенный мир требовал перемен. Одной из них стали цветные телевизоры, производство которых началось в 1950-е годы сначала в США, затем в Японии и позже в Европе. Для советского человека такое ТВ было роскошью — в 1953-м цветной прием был ограничен лишь Московской электросетью. Остальные действовали по принципу голи, которая, как известно, хитра на выдумки. В магазинах стали продавать прозрачную полосатую пленку: верх у нее был голубой, середина — рыжая, а низ — зеленый. Когда показывали природу, создавалось некое впечатление цветного видео. Так и жили до 1960–1980-х, когда цветные телевизоры наконец стали появляться за пределами столицы. Увеличились экраны телевизоров, а в США появились дистанционные пульты управления.

В нашей стране упор шел не на удобство пользователя, а на содержание в его голове. В 1960-е годы в стране настала эра «Голубых огоньков», то же название получил и телевизор (сравните с современным «зомбоящик»).

Плоский мир Брэдбери

Телевизор: от голубого огонька до зомбоящикаКадр из фильма «451º по Фаренгейту», 1966

Пока человечество мечтало, разглядывая красивые картинки в комодах на ножках, персонажи романа «451º по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, изданного в 1953 году, уже смотрели плоские телевизоры размером со стену.

И правда: вслед за механическим и электронным (аналоговым) телевидением в 1990-х пришло цифровое, с гораздо меньшими искажениями, а в 2000-х появились недорогие плазменные панели и жидкокристаллические экраны. Телевизоры стали плоскими и во всю стену. Про само вещание и говорить не приходится: сегодня оно все больше соединяется с интернетом. Ожидается, что в скором будущем телезрители просто перестанут видеть отличия спутникового и кабельного ТВ, которые при этом будут подключены к интернету. Собственно, аналоговое телевидение по России отключили не далее как в апреле текущего года.

А ведь все это предсказывал еще американский писатель-фантаст Мюррей Лейнстер в рассказе «Логический компьютер по имени Джо» в 1946 году. В нем описаны «логики» — информационные блоки, способные соединяться в единую сеть и банки памяти. На них основывается вся жизнедеятельность цивилизации — от выбора авиарейса до просмотра телепередачи. В СССР, кстати, думали также. В книге «Репортаж из XXI века», вышедшей в 1957 году, академик Сергей Лебедев писал: «…библиотрансляция — передача любых литературных, исторических, научных справок — ведется по индивидуальным заказам с помощью телевизионных устройств». Почитайте также, каким видели будущее разных стран наши предки.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

В Таиланде футболисты сыграли со слонами Цены на отдых на Кубе опустились до рекордных значений Вороны могут создавать инструменты по памяти Шведский отель предлагает бесплатное размещение Обнаружена морская звезда, которая умеет ходить

Лента публикаций