Регулятор отрасли, Банк России призвал страховщика DSBW Tours и «Радуга Травел Центр» строго соблюдать нормы законодательства РФ при осуществлении страховых выплат туристам и не допускать нарушения прав и законных интересов туристов. Таким образом, сила «по закону» оказалась на стороне туристов и турагентств.
«В Банк России и Ростуризм поступили жалобы от клиентов туроператоров DSBW Tours и «Радуга Травел Центр» на страховую компанию «Орбита», которая не выплачивает компенсации туристам после объявлений туроператоров о прекращении деятельности. По словам представителей банка, страховщик нарушает права и законные интересы туристов на получение страхового возмещения», - заявил в официальном сообщении Ростуризм. При этом если для туристов DSBW страховщик не выплачивает компенсации тем, чьи договоры были заключены до 11 июня, то ситуация с «Радуга Травел Центр» итереснее: страховщик в целом отказывает в компенсациях, ссылаясь на «судебное разбирательство с туроператором о признании договора страхования ответственности недействительным». «Радуга Травел Центр» остановила туроператорскую деятельность 11 июня.
Напомним, что предыстория этого вопроса следующая: 10 июня 2018 года туроператор «Радуга Травел» объявил о прекращении своей деятельности по причине невозможности исполнять свои обязательства. При этом полагающаяся по закону гражданская ответственность туроператора была застрахована на сумму 50 млн рублей в СК «Орбита», причем срок действия договора был до 05.06.2019 г.
Далее, согласно обращению пострадавших в ЦБ, ситуация развивалась следующим образом: туристы сети турагентств «Розовый слон» оформили нотариальные доверенности на представление интересов в ООО СК «Орбита» на сотрудника компании, который в период с 20.06.2018 г. по 29.06.2018 г. подал 47 заявлений с приложением полного пакета документов, из которых ни одно не было удовлетворено, т.е. выплат по ним до сих не было, да и даты выплат не определены. При этом сам процесс подачи документов был «Орбитой» максимально затруднён. «Сначала страховщик требовал не полагающиеся по закону дополнительные документы. А потом выяснилось, что ещё 27.06.2018 г. Орбита подала исковое заявление о признании договора с «Радуга Травел» недействительным в Арбитражный суд города Москвы (номер дела А40-146788/2018). И главное, в процессе подачи нами документов туристов в «Орбиту» сотрудники страховщика сообщали, что весь его штатный состав увольняется и в ближайшее время его единственный офис перестанет функционировать», - рассказал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» гендиректор сети турагентств «Розовый Слон» Алексан Мкртчян. Об этом сеть немедленно уведомила ЦБ и ВСС.
«Ситуация на данный момент такова: страховщик всячески пытается уйти от финансовой ответственности, а мы, соответственно, пытаемся его к этой ответственности принудить. АТА уже обратился с письмом в ВСС и в Центробанк как к регулятору страхового рынка, и Центробанк уже на нашей стороне», - добавил собеседник. При этом эксперт отметил, что попытка «Орбиты» добиться признания договора с «Радугой» не имеет под собой каких-либо реальных оснований. «Центробанк уже направил письмо в «Орбиту». Дальнейшее будет решаться через суд, причем по нашим оценкам – довольно быстро, около двух-трех месяцев, и большая вероятность, что «Орбита» проиграет», - отметил Алексан Мкртчян.
При этом, как и во множестве других ситуаций, прогноз насчет возвращения туристам реальных средств у экспертов скорее пессимистичный – «защищенность» туристов методом фингарантий и всяких фондов при «Турпомощи» снова оказывается фикцией. «Скорее всего, денег нет ни у страховщика, ни у туроператора. Если страховая закроется, то все иски пойдут к туроператору. Банкротство туристам тоже ничего не даст, если нет имущества для возмещения ущерба», - кратко прокомментировал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Георгий Мохов, руководитель правовой комиссии РСТ, основатель юридического агентства «Персона Грата».