Рост цен на авиакеросин грозит российским авиакомпаниям дополнительными расходами в размере 75-80 млрд рублей – такую оценку озвучили в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). Ситуация для авиаперевозчиков усугубляется и другими убытками: с одной стороны, высокими лизинговыми платежами за импортные лайнеры, составляющие подавляющую часть парка большинства отечественных авиакомпаний, а также поднявшимися расценками аэропортов, а с другой стороны - высокими ценами на авиабилеты, что снижет на них спрос. Эксперты отмечают, что решить этот комплекс проблем нельзя без активного вмешательства государства, однако, скорее всего, с помощью господдержки нашего либерального правительства «выплывет» и расширится только нацперевозчик, то есть группа «Аэрофлот». А вот авиакомпаниям средней руки придется «выкручиваться». Будут ли при этом громкие банкротства – вопрос пока открытый, но уже очевидно, что тяжело будет всем.
Итак, по данным АЭВТ, в первом полугодии общий убыток российских авиакомпаний достиг 40.2 млрд рублей: вдвое больше, чем за тот же период 2017 года. Причем убыточными оказались не только внутренние линии, где убыток вырос почти наполовину и составил 37.1 млрд рублей. Впервые добавились убытки и от международных маршрутов на – 2.9 млрд рублей. При этом расходы авиаперевозчиков выросли на 22.1% до 645.3 млрд рублей. А доходы всего на 18.5%, до 604.4 млрд. Причем основной вклад в затраты благодаря жадности нефтяных компаний внёс авиакеросин - расходы на него выросли на 40.1%, до 167 млрд руб.
При этом цены на авиакеросин растут во всем мире – и, напомним, во всем мире же прогнозируют банкротства авиаперевозчиков. Но в России ситуация усугубилась ещё и более стремительным ростом цены на топливо, а также ослаблением рубля. Благодаря падающему курсу рубля усугубляется еще одна специфическая проблема – лизинговые платежи за иномарки (либерал и «отец» рыночных реформ в России Егор Гайдар считал собственное гражданское авиастроение блажью и благополучно свёл его в могилу). «Мы влипли в неприятную историю, перейдя на эксплуатацию западных Boeing и Airbus. Авиакомпании покупают эти самолеты в лизинг за доллары. Запчасти и комплектующие к ним тоже нужно покупать за доллары, ими оплачивается ремонт и обучение персонала. А билеты продаются за рубли и рубль упал. В итоге все российские авиакомпании испытывают дефицит средств в валюте для поддержания летной годности лайнеров», - прокомментировал «Свободной прессе» замминистра Гражданской авиации СССР в 1983-1991 годах, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. При этом, по его словам – ни нефтяные компании, ни аэропорты «притормозить» не хотят – «нефтянка» компенсирует за счет авиатоплива замороженные цены на бензин, а владельцы аэропортов просто подняли цены так, что сегодня услуги аэропортов - это около 30% расходов любой авиакомпании. По оценкам эксперта, «регулировка» «невидимой рукой рынка» примерно так и выглядит – то, что в результате такой политики авиаотрасль находится на грани выживания остальным участникам, получающим свою прибыль, безразлично.
«Стоит учитывать мировую практику, прежде всего. А она показывает, что государство должно поддерживать свою гражданскую авиацию. Достигается это разными способами. В США, например, аэропорты не облагаются налогами, и потому ставки на обслуживание самолетов у них низкие. В Иране, который также является нефтедобывающей страной, где очень развита гражданская авиация, авиационное топливо по решению государства стоит копейки», - комментирует Олег Смирнов. Кроме того, логичным решением является поддержка собственного авиастроения и минимизация в самолетном парке дорогостоящего иностранного «авиахлама».
К сожалению, как отметили эксперты инфогруппы «ТУРПРОМ», реалии, в которых мы существуем, таковы, что господдержки явно на всех не хватит. «Сейчас мы видим, например, что депутаты проголосовали за двукратное увеличение субсидий на авиабилеты – но это решение проблемы для пассажиров, притом только для узких категорий, но вовсе не для перевозчиков», - рассказал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» источник, знакомый с положением дел в авиаотрасли и турбизнесе. Ситуация, по его прогнозам, будет развиваться следующим образом. «Мы увидим консолидацию и усиление группы «Аэрофлот», которой будет проще пережить этот период, будет легче адаптироваться за счет серьезной господдержки и пролетных денег. Напомню, что у нацперевозчика на 23-25 год запланировано серьезное расширение региональных хабов. Остальным авиакомпаниям придется значительно тяжелее, особенно тем, у кого меньше парк самолетов и выше долговая нагрузка», - оценил эксперт.
При этом методов, которыми будут выживать перевозчики, остается немного. «Ряду авиакомпаний придется просить поддержки у государства или у своих акционеров. А также ожидаемо повышать цены. Сейчас ситуация такова, что перевозчики просто не смогут летать по текущим тарифам себе в убыток. Тем более, что сезон, в отличие от предыдущего, отказался непростым – тогда объем перевозок вырос на 18%, а сейчас с трудом дорос до 9%, но этот рост был достигнут «гибкими» тарифами на авиабилеты, которые не окупают те затраты, которые несут авиакомпании. Предсказать, кто точно «грохнется» нельзя, прогнозы только нагнетают обстановку, но очевидно, что тяжело будет всем», - резюмировал эксперт.
Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:
Туристические новости в Instagram: https://www.instagram.com/tourprom/