Испанский туристический сектор продолжает развиваться ускоренными темпами и по-прежнему занимает стратегическое положение в экономике страны. По результатам исследования, проведенного компанией Exceltur, на долю туризма приходится 11,2% от ВВП Испании и 13,3% всех рабочих мест в стране. Ни одна из стран мира не может конкурировать с Испанией по этим показателям; наиболее высоки они у Португалии, Греции, Венгрии, Италии и Франции, но ни один из них не превышает 10%.
Как выяснилось, испанская туристическая отрасль больше не зависит от сезонности. Так, в мае 2018 года в ней было занято 2,421 миллиона человек – больше, чем в августе и сентябре прошлого года, и меньше, чем только в июле, в самый разгар сезона отпусков, когда число работников составляло 2,45 миллиона человек. Окончание финансово-экономического кризиса является главной причиной успеха, однако на столь бурный рост повлиял и целый ряд других факторов.
По данным Eurostat, Испания является третьей страной мира и первой в Европе по числу посещающих ее туристов – 75,66 миллионов в год. По объему их расходов, которые превышают €54 миллиарда, она уступает только США, численность населения которых больше в семь раз. При этом каждый зарубежный турист стал тратить за время своего пребывания в стране на 2,3% больше, чем в прошлом году, и теперь данная сумма достигает в среднем €1064.
За последние годы в испанском туризме наблюдается активное внедрение современных цифровых технологий, что способствует созданию новых рабочих мест и появлению новых, «нетрадиционных» для этой отрасли профессий. Так, в их число входят менеджеры по электронным продажам туров, эксперты в области big data и администраторы социальных сетей.
Существенную роль сыграл и переход большинства гостиниц Испании на более дешевые или возобновляемые источники энергии, что позволило существенно сэкономить на ее потреблении. К примеру, для сети отелей Hipotels размер такой экономии составил 30%, равно как и для многих других заведений, перешедших с мазута на природный газ. За счет этого они также смогли увеличить продолжительность времени работы, а некоторые из них теперь открыты на протяжении круглого года.
Также следует принимать во внимание тот факт, что в Испании растет не только массовый туризм; все больший интерес к стране проявляют и состоятельные путешественники, для которых большое значение имеет инфраструктура и наличие всех удобств как в номере, так и на территории отеля. Кроме того, для них зачастую необходимо подбирать специальную программу отдыха, что требующую привлечения других специалистов, занятых в сфере энотуризма, гастрономического, сельского или спортивного туризма. В результате выигрывают все, одним из примеров чему может служить отель B&B Valencia Paterna Aeropuerto, который с переходом на потребление солнечной энергии позволил себе расширить штат сотрудников с 50 до 350 человек.