Прошедшая неделя оказалась крайне напряженной для представителей туристического бизнеса. За это время сразу две старейшие компании фактически ушли с рынка: туроператор «Натали Турс» объявил о прекращении продаж туров с вылетом до 30 октября, а затем и вовсе заявил об аннуляции уже проданных пакетов, помимо этого о прекращении своей деятельности сообщила компания «DSBW-Tour».
Примечательно, что реакция туристических агентств на происходящее оказалось очень расхожей. С одной стороны, представители розницы в подавляющем большинстве поддержали «DSBW-Tour», заявив, что компания красиво и «честно» уходит с рынка. С другой стороны, ряд агентств крайне негативно отозвался о «Натали Турс», отказавшись хоть как-то поддержать одного из самых известных и старейших туроператоров в России.
По словам экспертов, такие разногласия вполне объяснимы, поскольку о проблемах «Натали Турс» в кулуарах говорили довольно давно. Однако руководство туроператора так и не сделало соответствующих выводов. Помимо этого, в воздухе подвис вопрос о возмещении денежных средств туристам, ведь банкротом себя копания так и не признала.
В свою очередь «DSBW-Tour», напротив, пошел на прямой диалог как с туристами, так и с агентствами: начиная с 6 июля, туроператор начал принимать заявления на страховые возмещения.
Если же говорить о причинах, которые привели к данной ситуации, то причиной краха «DSBW-Tour» эксперты в один голос называют демпинг со стороны конкурентов.
«DSBW» - очень хорошие друзья и партнеры компании «Danko». Нам очень грустно, что мы потеряли надежного партнера, который по всем обязательствам перед нами, например, блоки мест на самолетах, всегда платил в срок и выполнял свои обещания. Карен - прекрасный руководитель, который не смог справиться с демпингом конкурентов», - говорит Александр Тепляков, руководитель отдела развития туроператора «Danko Travel Company».
О том, что «DSBW-Tour» подвела ценовая война говорит и генеральный директор сети турагентств «Розовый Слон» Алексан Мкртчян. «У этого туроператора был очень качественный продукт, но отставали технологии и был довольно небольшой ассортимент. Они славились турами по Европе и автобусными программами. В свою очередь их конкуренты продавали все дешевле. То есть, когда евро еще не подорожал их продукт пользовался спросом, сейчас же, с падением курса рубля, многие туристы стали соглашаться на мене качественный продукт по более низкой цене. И, к сожалению, продукт хороший, дорогой продукт «DSBW» оказался никому не нужен. И они просто растеряли и агентскую, и туристическую базы», -пояснил он.
При этом г-н Мкртчян подчеркнул, что за последние 10 лет «DSBW» – это пример самого цивилизованного ухода с рынка. «Во-первых, мы все читали очень искренний и честный пост в Facebook Карена Гончарова. Во-вторых, в отличии о того, что в последние дни твориться на рынке, где позорно сбежали за границу хозяева «Радуги» и «Polar Tour» мы видим, что владелец «DSBW» здесь на месте. Всем спокойно раздают документы и паспорта. Нет никакого ЧП.То есть нужен цивилизованный уход с рынка. То, что сейчас пытается сделать г-н Воробьев – это очень долго. Нужно просто объявить о банкротстве, поскольку для этого случая у нас есть понятный алгоритм действий. А то, что сейчас творится с «Натали», это нам совершенно непонятно: они не могут исполнять свои обязательства, но при этом не признают свою финансовую несостоятельность. Сейчас у нас дыра в законодательстве, которая позволяет вот так себя вести. Да, «Натали Турс» серьезный туроператор с 25-летнй историей, мы все уважаем и лично Владимира Воробьева и Наталью Олеговну, но так вести себя, я считаю, просто неприемлемо», - сказал гендиректор «Розового Слона».
Что касается «Натали Турс», то о причинах финансовых проблем туроператора сказано уже очень много. Одной из основных значится неправильное финансовое планирование, а также ошибки в стратегии ведения бизнеса. Как накануне заявила исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе, «звоночки», связанные с работой «Натали Турс» приходили с 2015 года, когда возникали отдельные трудности с неоплатами и т.д. Однако, можно предположить, что «Натали Турс» подкосила совокупность факторов, в числе которых также оказались падение спроса на Европу, а также, как уже говорил сам президент «Натали Турс» Владимир Воробьев, успешный для Российский сборной Чемпионат мира по футболу, из-за которого многие туристы решили остаться дома.