Про папуасские мумии лучше не рассказывать – их уместнее показывать. Египетский шлейф мистики и благородных легенд за ними отнюдь не тянется: откуда бы ему взяться? Представьте себе деревеньку, которая напоминает загон для мелкого скота и птицы, обстроенный по периметру курятниками.
Женщины с мужчинами живут порознь, что, по правде говоря, значение имеет сугубо символическое: как по мне, ни экстерьером, ни мимикой-жестикуляцией они нимало не различаются. Ну, если человек топлесс, можно приметить спереди пару сморщенных кожаных мешочков, которые сообщают о гендере их носителя – сморщенные, поскольку молодежи в деревне мало.
Лет 30 назад появился «опус магнус» некоей американской этнографини: она ошивалась в местных племенах и поставила самоотверженный эксперимент – предложила себя вождю для дикого, безудержного секса. Тот согласился – из сугубого уважения, поскольку эротического интереса американка у него не вызывала: слишком в ней все непривычное. Так вот, она честно написала: когда дело дошло до совокупления брачного, папуас в процессе несколько раз выбегал из хижины. «Ты куда это?» - строго спросила его потом экспериментаторша. Оказалось, он бегал к туземной супруге, поскольку вожделение в нем будил запах женщины, а не вид ее половых признаков – «такого добра вин богато бачив!» «Щоденно», как говорится – учитывая, что ходят деревенские в дезабилье и даже ваще голыми.
Но вернемся к мумиям. Папуасы – анимисты, то есть, верят в одушевленность предметов и даже элементов пейзажа: гор там, облаков и прочего. Сушеный прадядя – он тоже сверхъестественное существо: держат его для насущных консультаций по вопросам внутренней и международной политики. Дело в том, что в Блиемской долине живут три племенные группы – дани, лани и яли: отличаются они способом ношения «котека» - тыквы, что надевается на главный признак гендера. Все племена привязывают фаллокрипт веревочкой: итоге, у одних он глядит вверх, у других – вниз, у третьих – горизонтален. Согласитесь, как не воевать по причине столь существенных мировоззренческих разногласий?
А раз есть конфликт, необходимо участие в нем высших сил – в лице, например, мумифицированного прадядьки. Такой есть в каждой деревне и возраст его определить невозможно: говорят, 200-300 лет, однако, у самих папуасов летоисчисления нет в помине. Более того, они живут не в «линейном» времени, как мы, а в «циклическом» - то есть, от урожая до урожая, и жизнь их не «течет», а «повторяется» год от года. В общем, прадядька просто ЕСТЬ с незапамятных времен. Кто полагает, что в Новой Гвинее разработаны изощренные методы мумификации, тот крайне наивен: оригинальные – да, но не изощренные. Серебряные трубочки и крючочки для извлечения-отсасывания мозга через нос, лавандово-шалфейные бальзамы для консервации, самотканные погребальные пелены – это вам не здесь, это вам не сюда.
Предка просто коптят; его бы, может, и вялили, но климат не тот. Долина Балием находится в умеренном высокогорье – здесь сыро, облачно, прохладно. Опять же, для приготовления любого хамона, даже если из человека, нужна соль, а папуасы-дани с нею просто незнакомы – живут они на приличном удалении от моря. Да и вообще: от излишних сложностей в голове могут завестись мысли – как с ними потом честно̀му папуасу прикажете бороться и, главное, как с этим со всем потом жить?
Короче, чем технология проще, тем оно лучше: к тому же каннибализм в этих местах практиковался несколько тысячелетий и достиг высоких степеней утонченности. Приготовление человека «су-вид», жарка, варка, томление… Хотя нет, томление - это что-то высокодуховное иили требующее печки; в любом случае, оно не из здешних мест. Копченый прадядя – единственный, кого квартирный вопрос в Папуасии не портит: он обезвожен и не интересен гнилостным бактериям – во-первых; во вторых – у него единственного собственная хижина. Остальное население раскассировано по женским-мужским домам, встречается приватно только для продолжения рода, что опять же, как мы знаем, не предполагает полного одиночества и жилищного простора. У мумии же свои 5-6 квадратов есть гарантированных, туда только нынешний вождь заглядывает, нечасто и только по делу – ну, там война или туристы «чупа-чупсов» привезли и требуют зрелищ. За леденец у папуаса можно душу купить, не то что племенное идолище копченое.