Телевизор: от голубого огонька до зомбоящика

09.05.2019 14:17

Телевизор: от голубого огонька до зомбоящика

Вот уже 90 лет, как телевизоры запустили в массовое производство. Вспомним, как это было.

Предсказывали появление телевидения, как ни удивительно, еще народные сказки с их яблочками и тарелочками и мечтой о «всевидящем оке». Но настоящим провидцем оказался некто Джон Элфрит Уоткинс — инженер, развлекавший научными предсказаниями американских домохозяек: «Человек сможет наблюдать за всем миром. Изображения людей и всевозможных вещей будут через камеры передаваться по электрическим проводам на экраны, отстоящие за несколько тысяч миль». Написано это было в последний год XIX века. О статье «Что может случиться в последующее столетие?», опубликованной в Ladies’ Home Journal в 1900 году, мир вспомнил только в 2011. Оказалось, что инженер был абсолютно прав.

Изображение размером с почтовую марку

Visionette

В 1929 году американская компания Western Television выпустила в продажу первые серийные телевизионные приемники Visionette, основанные на механическом способе передачи изображения (оно сначала сканировалось одним устройством и потом воспроизводилось на другом, а звука вообще не было). Картинка, полученная таким способом, была размером с почтовую марку, и даже при увеличении через линзу ее мог рассмотреть лишь один человек. Да и тот должен был сильно напрягать зрение: видео было размытым, можно было различить лишь контуры предметов. Поэтому первое телевидение — это крупные планы и яркий грим. Кроме прочего, к такому телевизору требовался радиоприемник, служивший передатчиком видеосигнала.

Первое телевидение — это крупные планы и яркий грим

Электрическое телевидение (когда сигнал передается с помощью кинескопа, преобразующего электрические сигналы в световые) развивалось параллельно. Первой в мире трансляцией такого рода можно считать изображение одной-единственной неподвижной точки, которую передал русский физик Борис Розинг в 1911 году.

Телевизор: от голубого огонька до зомбоящикаTelefunken, 1939

Именно с развитием электронной передачи изображения телевидение стремительными шагами наконец вошло в жизнь миллионов людей по всему миру. Массовое производство телевизоров с кинескопами началось в Германии в 1934 году. Они назывались Telefunken и были похожи на большие деревянные ящики с выпуклым экранчиком. Спустя пару лет их уже продавали во Франции, США и Англии. Самая дешевая модель с диагональю экрана 30 см стоила $445.

Поскольку в те времена КВН-49 был весьма ненадежным и часто ломался, ему дали еще одно название: «Купил — включил — не работает»

В СССР серийный выпуск телевизоров начался в 1940 году, но был прерван войной. Зато уже в 1949-м появился знаменитый КВН-49, разработанный инженерами Кенигсоном, Варшавским и Николаевским (отсюда и аббревиатура). Несмотря на то что экран его был очень небольшим и, чтобы увеличить изображение, перед ним надо было устанавливать прозрачную линзу с дистиллированной водой, прибор стал весьма популярен и заслужил звание народного телевизора. А поскольку в те времена КВН-49 был весьма ненадежным и часто ломался, ему дали еще одно название: «Купил — включил — не работает».

Ода футуризму

Поствоенный мир требовал перемен. Одной из них стали цветные телевизоры, производство которых началось в 1950-е годы сначала в США, затем в Японии и позже в Европе. Для советского человека такое ТВ было роскошью — в 1953-м цветной прием был ограничен лишь Московской электросетью. Остальные действовали по принципу голи, которая, как известно, хитра на выдумки. В магазинах стали продавать прозрачную полосатую пленку: верх у нее был голубой, середина — рыжая, а низ — зеленый. Когда показывали природу, создавалось некое впечатление цветного видео. Так и жили до 1960–1980-х, когда цветные телевизоры наконец стали появляться за пределами столицы. Увеличились экраны телевизоров, а в США появились дистанционные пульты управления.

В нашей стране упор шел не на удобство пользователя, а на содержание в его голове. В 1960-е годы в стране настала эра «Голубых огоньков», то же название получил и телевизор (сравните с современным «зомбоящик»).

Плоский мир Брэдбери

Телевизор: от голубого огонька до зомбоящикаКадр из фильма «451º по Фаренгейту», 1966

Пока человечество мечтало, разглядывая красивые картинки в комодах на ножках, персонажи романа «451º по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, изданного в 1953 году, уже смотрели плоские телевизоры размером со стену.

И правда: вслед за механическим и электронным (аналоговым) телевидением в 1990-х пришло цифровое, с гораздо меньшими искажениями, а в 2000-х появились недорогие плазменные панели и жидкокристаллические экраны. Телевизоры стали плоскими и во всю стену. Про само вещание и говорить не приходится: сегодня оно все больше соединяется с интернетом. Ожидается, что в скором будущем телезрители просто перестанут видеть отличия спутникового и кабельного ТВ, которые при этом будут подключены к интернету. Собственно, аналоговое телевидение по России отключили не далее как в апреле текущего года.

А ведь все это предсказывал еще американский писатель-фантаст Мюррей Лейнстер в рассказе «Логический компьютер по имени Джо» в 1946 году. В нем описаны «логики» — информационные блоки, способные соединяться в единую сеть и банки памяти. На них основывается вся жизнедеятельность цивилизации — от выбора авиарейса до просмотра телепередачи. В СССР, кстати, думали также. В книге «Репортаж из XXI века», вышедшей в 1957 году, академик Сергей Лебедев писал: «…библиотрансляция — передача любых литературных, исторических, научных справок — ведется по индивидуальным заказам с помощью телевизионных устройств». Почитайте также, каким видели будущее разных стран наши предки.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

В Эквадоре нашли 11 новых видов дождевых лягушек Эксперты пытаются идентифицировать мутанта, найденного во Флориде В аэропорту «Домодедово» пассажиры смогут пообщаться с собаками Байкал #lakeBaikal Находки недели

Лента публикаций