Туристическое сообщество приветствует инициативу руководителя Федерального агентства по туризму по расширению числа стран участников безвизового обмена с РФ. Это не только бесспорный прогресс в развитии двухсторонних отношений, но также и позитивный шаг на международной арене, ясный сигнал о том, что Россия всегда первой протягивает руку дружбы и сотрудничества, создает все условия для позитивного поступательного движения вперед.
Однако проекты такого масштаба, несомненно, должны строиться на основе равноправия и к взаимной выгоде сторон. При долгосрочном планировании также следует всесторонне учитывать имеющийся уже опыт подобной деятельности с тем, чтобы привнести в новый проект все самое лучшее, а также, учесть имеющиеся недостатки, чтобы не повторить их в будущем. В качестве примера выборочно проанализируем некоторые итоги работы по аналогичной программе приема групповых туристов из КНР в безвизовом порядке.
Безусловно, первое и главное – это позитивная составляющая,- ежегодный стабильный приток иностранных туристов в нашу страну в среднем около миллиона двухсот – до полутора миллионов в год. Небольшая позитивная перспектива ежегодного роста в 10-15%. По имеющимся данным, китайское направление уже несколько лет традиционно занимает устойчивое третье место по общему количеству въезжающих в РФ иностранцев. Следует отметить совместные туристические программы и маршруты – «Красный маршрут», «Великий Чайный путь», и еще пока недооцененный потенциал реализации инфраструктурных проектов в рамках «Великого Шелкового пути». А ежегодные туристические мероприятия, проводимые туристическими администрациями РФ и КНР, несомненно, способствуют улучшению и развитию связей не только между органами управления провинций и регионов, но также и бизнес сообществом России и Китая. Свою позитивную роль также внесла череда комплексных годовых мероприятий по продвижению культурно-исторических традиций двух стран в рамках проведенных «года России в Китае» и соответственно «года Китая в России». Все это, безусловно, работает на укрепление дружеских связей между двумя Великими Державами и содействует росту взаимного интереса и доверия. И многое другое.
Но есть и иной взгляд на ситуацию, который также заслуживает внимания. «Для облегчения классификации туристического потенциала воспользуемся гостиничной терминологией по оценке звездности туристов и потенциальному экономическому эффекту от их приема в России. Исходя из оценки туристического потенциала Китая по въездному туризму, необходимо отметить, что туристов уровня 5 звезд и 5 звезд+, в Россию практически не едет, то есть едет, но в объеме в разы меньше статистической погрешности. Количество туристов в этой группе по разным оценкам составляет от двухсот до двухсот пятидесяти миллионов человек, и это тех, кто может себе позволить на отдыхе практически все, что можно купить за деньги. Но именно они составляют основной поток посещающих Сингапур, Таиланд, Индонезию, Центральную и Северную Америку и Старый Свет. Это уже традиционные «раскрученные» рекреационные направления для обеспеченных туристов, и мы пока в этом сегменте конкурируем слабовато», - рассказал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Роман Лыжин, исполнительный директор Ассоциации Содействия Российско-Китайскому Туризму (АСРКТ). 4 звезды - верхний предел эконом класса, составляют до 10% от въездного потока, 3 звезды и 3+ звезды - тот самый эконом класс – 45-50%, а гипер-эконом-класс -30-35%, оценивает эксперт.
«Уровень порядка 10-15% определить невозможно, т.к. они, вероятно, проживают вне традиционных средств размещения. При этом имеется диспропорция следующего характера: в силу различных причин для приема массового туриста объекты размещения существенно снижают цены, таким образом, в счет демпинга турист из Поднебесной получает «бонусное» повышение классности и, как правило, проживание осуществляется в гостинице классом выше, нежели потребительский уровень самих туристов. В итоге можно утверждать, что заполняемость средств размещения уровня 4 звезды, как правило, осуществляется туристами с покупательной способностью не выше 3 звезд. Таким образом, ввиду минимальной маржинальности с учетом оплаты проживания наличными средствами, а также непродолжительности пребывания (1-2 ночи), средствам размещения невыгодно демонстрировать данный поток, и прибыль отельеров по их заявлениям от потока весьма призрачна», - пояснил г-н Лыжин. Возможно, именно это было причиной расхождения в учетах численности туристов, посещающих те или иные дестинации.
«Но самое важное, что сейчас процесс подготовки документов на право пересечения китайскими туристами Государственной границы в РФ происходит посредством использования частного иностранного программного обеспечения, принадлежащего гонконгской компании, учредителями которой являются супруги бывших и действующих чиновников Ростуризма, и функционирующего под прикрытием якобы «государственной» системы СИС. Это обстоятельство привело к тому, что неустановленные лица получили возможность осуществлять незаконный контроль и регулирование туристического рынка путем манипулирования названным частным программным обеспечением», - отметил Роман Лыжин. Негативной составляющей в данном случае является псевдо контроль за наличием у иностранцев полисов медицинского страхования, которые в нарушение российского законодательства реализует организация, не имеющая на это полномочий. Это кратно увеличивает коррупционную составляющую в процессе и принуждает ответственных работников осуществлять несвойственные им функции.
Как отметил эксперт, китайские направляющие компании в целях снижения расходов на ведение дела, создали в РФ теневую инфраструктуру, включающую:
«С учетом того, что денежные потоки на «самообслуживание» названного туристического потока циркулируют практически исключительно в пределах финансовой системы Поднебесной, а чиновники Ростуризма ещё прошлого «призыва» времён Сафонова упорно отказываются признавать существование перечисленных проблем, и покровительствуют теневому бизнесу, экономический эффект от приема в России данной категории в перспективе стремится к нулю. А если учесть практически полное отсутствие компенсации эксплуатационной нагрузки на рекреационные объекты, то можно говорить уже об отрицательном экономическом эффекте», - считает Роман Лыжин. Выдавливание из данной ниши приема российских туроператоров, лишение российских гидов-переводчиков законных рабочих мест, риски жизни и здоровью туристов в некондиционном транспорте и нелегальном общепите лишь добавляют минусов в общую картину.
«Поэтому перспектива заключения в ближайшее время нового варианта Соглашения с КНР, которая очевидно призвана закрепить существующую на данный момент негативную ситуацию, не внушает оптимизм, при том, что нелегальное ПО будет применяться, в том числе, и на границе для пропуска туристов, а также будут отменены документы на бумажных носителях, то о каком-либо контроле за данным процессом можно вообще забыть. Не хотелось бы, чтобы за основу будущего российско-индийского безвизового проекта была взята серая схема отдельных жуликоватых чиновников, приторговывающих интересами своей страны», - резюмирует эксперт.
Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях: