Рекомендации турагентствам, как поступать после «обвала» «Полар Тур» представила юридическая компания Александра Байбородина. Для начала юристы напомнили, что ни одна компания из группы компаний Polar tour не является туроператором и не состоит в Едином Федеральном реестре туроператоров, соответственно, не имеет финансового обеспечения и обращаться к страховщику бессмысленно.
При этом если оплата была осуществлена и «застряла» в «Поларе» - и дело дойдет до суда – эксперты предполагают следующие программы действий. Турист может ссылаться на неисполнение турагентом обязательств по оплате туроператору, а также на тот факт, что вина контрагентов турагента (например, Полара) не является форс-мажором. «Аргументы туриста достаточно сильны и могут создать проблемы для турагентов в суде», - подчеркивают эксперты. При этом с другой стороны действующая редакция ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» предусматривает самостоятельную ответственность Туроператора и турагента, а ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» предусматривает обязательство турагента по оплате турпродукта. Соответсвенно, поскольку денежные средства на счет оператора не поступили, то такое обязательство не выполнено, а значит туроператор в данной ситуации ответственности не несет.
Турагенту в данном случае предполагается следующая линия защиты. «Согласно пункту Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», размер ответственности турагента (посредника) ограничен суммой агентского вознаграждения. В связи с этим, ни при каких обстоятельствах размер ответственности турагента не может превышать суммы агентского вознаграждения. Таким образом, агент как посредник не несет ответственности за действия других компаний, в том числе Полара», - отмечают эксперты-юристы. Также по их словам в зависимости от конкретной ситуации можно сослаться на другие правовые нормы, в том числе – нормы об ответственности туроператора по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом.
Увы, все варианты разрешения ситуаций для турагентств связаны с затратами. «В целом для агентов существуют следующие варианты разрешения ситуации:
Повторная оплата тура туроператору, полная компенсация денежных средств туристу за свой счет.
Отказ туристу в возврате денежных средств со ссылкой на отсутствие вины в произошедшей ситуации.
Компромиссное решение в виде сочетания формального отказа в удовлетворении требований туриста и одновременного частичного удовлетворения требований туриста.
Например, турагент в ответе на претензию ссылается на отсутствие своей вины в произошедшей ситуации, но предлагает туристу:
приобрести повторный тур на льготных условиях, либо
осуществить «возврат» стоимости не состоявшейся поездки путем предоставления туристу скидок в течение года или нескольких лет, либо
воспользоваться другим (например, более дешевым) туристским продуктом за счет турагента», - оценили в Юридической компании Александра Байбородина.