Отвечает Максим Горбачев, ведущий программы объединенной дирекции иновещания радио Sputnik
100 лет назад, когда началась эра радио, дикторы BBC обладали невероятной популярностью. При этом их никто не знал в лицо. Британские радиоведущие хранили инкогнито, не могли участвовать в рекламных кампаниях и не имели права соглашаться на размещение своих фотографий в газетах. А когда в 1920–е годы радио впервые начало делать ночные эфиры, ведущие обязаны были работать в вечерних туалетах: смокинги для джентльменов и вечерние платья для дам (справедливости ради, представительниц прекрасного пола были единицы), несмотря на то что публика видеть того, кто читает новости, никак не могла.
Первая причина дресс-кода — цеховая солидарность. Исполнители, общающиеся непосредственно с публикой, всегда следили за своим внешним видом. Для выступлений продумывался образ, в котором было важно все, от одежды до макияжа и поведения на сцене. Дикторы придерживались тех же стандартов, что и коллеги. Это правило хорошего тона.
Вторая причина — психологическая. Ответственность, которая лежала на дикторе, была велика: ошибиться или оговориться невозможно. Всю передачу следовало следить за благопристойностью: в эфир не должны были прорваться ни дыхание, ни сопение, ни шмыганье, ни, боже упаси, чихание или кашель. Именно строгий костюм помогал держать себя в рамках. Ведь раньше не существовало кнопки, которая есть у радиоведущих в наше время. Она называется «кашлюн», или по-английски — cough button («кашляющая кнопка»), которую мы зажимаем, если в горло «попала пылинка». Поэтому, если диктор все-таки кашлял хотя бы раз во время эфира, обеспокоенные слушатели заваливали радиостанцию теплой одеждой и лекарствами.
Только в 1930-е годы радио стало более доступным. Публике разрешили узнать лица людей, которые читали им новости каждую ночь. А смокинги постепенно отошли в прошлое.