Законопроект о внедрении электронной путевки (ЭП) может быть принят уже до конца этого года: Госдума планирует вернуться к этому на своей осенней сессии. А чтобы ускорить прохождение этого законопроекта оттуда могут убрать положение о создании на базе ЭП «гарантийного фонда» туроператоров. Против этого фонда активно возражает Турпомощь, которая пока оперирует всеми туроператорскими фондами, а также РСТ, чьи представители как раз и возглавляют Турпомощь. Впрочем, туристическое сообщество рассчитывает, что к пересмотру механизма фингарантий туроператоров депутаты всё вернутся в последующем, после внедрения самой ЭП.
Напомним, что второе чтение закона об электронной путевке – не без скандала – было перенесено на осеннюю сессию Госдумы. Основной вопрос, против которого возражал РСТ - внесение в законопроект изменения о фондах туроператоров: учитывая, что ЭП сделает туристический рынок и турпотоки туроператоров прозрачными, предлагалось перенести институт фондов по эвакуации туристов из Турпомощи, которая не раз подвергалась критике за неэффективную работу, в новую структуру, ответственную за функционирование ЭП.
Лоббисткая деятельность противников ЭП не пропала даром: туристическая общественность оказалась взбудораженной. В итоге было решено острый вопрос «о новом фонде» временно снять с повестки дня. Тем не менее, существующая система финансовых гарантий и фондов давно показала свою неэффективность. Более того, эксперты полагают, что в посткоронавирусную эпоху туроператорам будет еще труднее находить страховщиков для оформления фингарантий, они станут ещё дороже, аналогичные проблемы возникнут и с пополнением так называемых фондов персональной ответственности при Турпомощи – 7% от общей цены турпродукта за прошлый год туроператоры уже могут и не осилить... В этом контексте внесение в фонд ЭП некоторого процента от стоимости каждого турпакета вместо финансирования фондов Турпомощи выглядит не только щадящее с финансовой точки зрения, но и намного справедливее для туроператоров: каждый из них платит «страховку» ровно за то число туристов, которое он обслужил.
Но в любом случае, сроки поджимают. Введение электронной путевки, несмотря на все распоряжения правительства, затянулось на несколько лет, вызвало уже несколько скандалов, связанных с нецелевым расходованием средств на ее разработку прошлым руководством Ростуризма и проблемами с самими разработчиками. То есть инструмент «обеления» рынка пока никак не заработает. Тем не менее оператор системы – «Национальные туристические технологии» - создан уже три года назад и проект требует своей практической реализации.
«На самом деле скорейшее внедрение ЭП крайне важно для участников туристического рынка, даже ценой временного исключения вопроса фондов. И недавний крах центра бронирования «Клео Тур» это лишь подтвердил: если бы ЭП уже работала, то турагентствам не пришлось бы доказывать факт бронирования и оплаты туров через эту компанию - всё было бы прозрачно», - отметила корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Наталия Осипова, исполнительный директор Альянса Туристических Агентств (АТА).
Пока дата рассмотрения измененного законопроекта, впрочем, не обозначена. Работа комитетов и комиссий Нижней палаты парламента, а также пленарные заседания возобновятся с 14 сентября.
➔ Смотрите новости на смартфоне? Подпишитесь на новости туризма от Турпрома в Google News: это свежие идеи для путешествий, туристические новости и подборки по распродажам туров и авиабилетов! Либо подпишитесь на канал туристических новостей на ЯНДЕКС.ДЗЕН или на PULSE.MAIL.RU. Также рекомендуем подписаться на наш Канал новостей в Telegram: https://t.me/tourprom