В погоне за аутентичностью богатые китайцы выбирают места все глуше, а сельские жители неожиданно становятся богачами. «Моя Планета» рассказывает о традиционных китайских деревнях и туристических подделках.
В деревне Сихэ (西河) в провинции Хэнань, колыбели древней китайской цивилизации, дома из почерневшего камня окружены плотными туманами, среди которых прячутся низенькие холмы и мутноватые озерца. Как и везде в Китае, в этой огромной перенаселенной провинции города застраиваются многоэтажными бетонными муравейниками, а в деревенских трущобах не знают, чем себя занять, периодически отправляя в Университет Чжэнчжоу детей-самородков. Но все изменилось.
До недавнего времени жители Сихэ тоскливо стирали белье в серых канальчиках, торговали на улицах сахарным тростником и попивали кипяток в закоптелых чайных или дворах-колодцах (сыхэюанях) у крыльца своего дома. Но кто бы мог подумать: именно эта закоптелость и мутноватость бытия вдруг (а если точнее, четыре года назад) стали привлекать толпы туристов из богатых приморских районов. И не успели местные, привыкшие к жизни без перемен, моргнуть глазом, как годовой доход деревушки превысил 17 млн юаней, что равноценно примерно 163 млн руб.
Из-за космических темпов роста рыночной экономики и повальной вестернизации в китайских мегаполисах выросло поколение людей, настолько же оторванных от традиционной китайской культуры, насколько незнакомы с ней иностранцы
Вдруг в головах китайских горожан, в каких бы блестящих бизнес-центрах они ни работали и каким бы ароматным экспрессо ни запивали свой недосып, в последние годы поселились две мысли: «надо держаться корней» и «надо уметь расслабляться». Стремительное расширение среднего класса в Китае подстегивает рост потребительского спроса во всех отраслях, прежде всего в туристической. Так что туризм в Китае сегодня в основном внутренний. Из-за космических темпов роста рыночной экономики и повальной вестернизации в китайских мегаполисах выросло поколение людей, настолько же оторванных от традиционной китайской культуры, насколько незнакомы с ней иностранцы. И они стремятся ликвидировать этот отрыв, отправляясь во время отпуска не только на заморские курорты и по европейским замкам, но и в турне по своей собственной стране, в местечки, которые представляются им инкубаторами родной старины.
Можно выделить в Китае несколько видов деревенских локаций, каждая из которых по-своему преобразилась в связи с наплывом горожан.
Непритязательного туриста удовлетворяет и пышущая китчем деревня Шангри-Ла (香格里拉), где, по отзывам, от «места силы» остались только фантазии не бывавшего там любителя эзотерики. Старинная Шангри-Ла сгорела в 2014 году, но была заново отстроена и «продается» туристам по цене древней, что ничуть китайцев не смущает. Живописно, красочно, свежий воздух, традиционная архитектура и при этом продуманная инфраструктура, дома без тени старинной неопрятности и обветшалости, обилие сувениров и «шоу народных промыслов» — больше этой категории туристов ничего не нужно для полноценного отдыха со сменой картинки с городской на деревенскую.
Рангом повыше — не менее раскрученные деревни в восточной провинции Аньхой. Главные жемчужины в этой короне — Хунцунь (宏村) и Уюань (婺源), две Мекки для художников и фотографов. Эти хороши, спору нет! Домики подступают к самой кромке строгих лунообразных прудиков, живописно отражаясь в них, утренние лучи солнца мягко рассеивают свет. Но, как натурщица по мере роста спроса на нее доводит до автоматизма свою на первый взгляд естественную и непринужденную позу, так Хунцунь и Уюань уже обзавелись идеально выбеленными стенами, идеально выровненными крышами, идеальной симметрией красных фонариков, «идеально подстриженным буйством» желтого рапса, массой лавочек с антиквариатом, картинами и фотографиями с собой в главной роли и обычными безделушками — правда, уже без китча, выдержанными в традиционно китайском лаконичном стиле, но все равно являющимися лишь сувенирами. Здесь деятели искусства с камерой и кистью в руках все же улавливают еще дух строгой старины и какой-никакой подлинности.
Из той же категории — китайские Венеции Чжуцзяцзяо (朱家角], Чжоучжуан (周庄) и прочие деревеньки вокруг Шанхая, стоящие на каналах, над которыми теперь безраздельно властвуют «гондольеры» в солнцеобразных соломенных шляпах и владельцы напичканных предметами этнической культуры кафе и баров.
Настоящим же любителям аутентичности (таких в Китае меньшинство, но они есть) по душе такие места, как Сихэ. Отсутствие необходимой инфраструктуры и первозданная неприукрашенность им только импонируют. Пока что жители Сихэ не спешат переносить развешенное белье подальше с глаз гостей и переоборудовать свои дома под модные чайные и «старинные» китайские виллы, как не спешат и выкладывать продаваемый сахарный тростник красивыми узорами — к радости фотографов. Но кто знает, что будет через пару лет?
Чем более «первозданные» здесь удобства, тем более уютно здесь городским чудакам, решившим проверить на прочность свою силу воли
А ведь многие деревеньки уже традиционно наводняются к осени туристами с камерами всевозможного калибра наготове, жаждущими запечатлеть яркие краски урожайной поры. Городских жителей не на шутку увлек живописный процесс сушки чая, перца чили, хризантем и мандаринов на круглых бамбуковых подставках — они должны «загорать» на ярком солнце несколько дней, чтобы храниться потом целый год. А как сушатся кукуруза и хурма, вы видели? Шарики и стручки подвешивают на нитях пухлыми гирляндами на открытых террасах, и они потрясающе гармонируют с узорчатым деревом традиционной южнокитайской архитектуры. Словом, армия фотографов здесь не могла не появиться, а вслед за ними — богатство для деревни.
Но не все городские непременно едут в сельскую местность, чтобы посвятить время своему хобби. Напротив, по мере воспитания вкуса и разборчивости рафинированная часть городской прослойки: интеллигенция и деятели искусства — ищет уединения и покоя в простых крестьянских домах, воссоединения с природой и восстановления здоровья, расшатанного городским стрессом. «Отпуск в маленькой деревне — это как будто попадаешь на традиционную китайскую картину тушью», — уверен один из жителей Пекина, который выбрал своим временным пристанищем для релакса тихую деревню Дагантоу (大港头) в 1500 км от столицы. В таких местах жители мегаполисов ищут радикальной смены образа жизни: они ложатся в девять вечера и встают затемно, медитируют, смотрят на звезды, пьют чай с видом на черные горы в дождевых тучах и туманную речку. Местечки, подобные Дагантоу или Сихэ, оборудовать сувенирные лавки и модные гостиницы не спешат. Единственное, что здесь может появиться, — уютные книжные магазины и читальные залы, выполненные в минималистичном экостиле, которые нацелены на возрождение традиции чтения книг на природе. Как например, в деревеньке Чэньцзяпу (陈家铺).
Чжуннаньшань
Некоторые «скрытые отшельники» из городов ищут себе деревенский дзен с еще большей спецификой. И зачастую остаются на длительный срок, например на целое лето. 20 лет назад на гору Чжуннаньшань (终南山) недалеко от Сианя приехала первая сотня отшельников, сегодня же их уже больше 10 000. В отличие от обычных туристов, им не нужно ничего, что хоть как-то отдавало бы словом «комфорт», они довольствуются ветхими строениями для жилья и плошкой риса в день, основное время проводя в прогулках и размышлениях. Сдача в аренду своих почти заброшенных домов принесла местным крестьянам немалый доход, учитывая, что чем более «первозданные» здесь удобства, тем более уютно здесь городским чудакам, решившим проверить на прочность свою силу воли.
Вполне закономерно, что не только человек испытывает влияние места, но и место не может не видоизмениться под влиянием человека. Большинство китайских деревень так или иначе теряют свой натуральный, сложившийся естественным путем облик, подстраиваясь под ожидаемые предпочтения туристов. Но можно сказать точно: внутренний туризм — это мощнейшее средство борьбы с бедностью в китайской деревне. А любой китайский мыслитель согласился бы с тем, что изменение — пусть и до неузнаваемости — лучше забвения.